<< Декабрь 2023 >>
  Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
>  27  28  29  30 1 2 3
> 4 5 6 7 8 9 10
> 11 12 13 14 15 16 17
> 18 19 20 21 22 23 24
> 25 26 27 28 29 30 31

Объем потребленной электроэнергии отличается от договорного. Обязан ли абонент оплачивать «недобор» и «перебор»


Объем потребленной электроэнергии отличается от договорного. Обязан ли абонент оплачивать «недобор» и «перебор»
В договорах поставки электроэнергии больше всего вопросов и споров вызывают положения об оплате отклонений объема фактически потребленной электроэнергии от договорных объемов. Раньше абонентам было достаточно просто оспорить в суде условия договоров, которые обязывали оплатить отклонения, поскольку порядок оплаты не был установлен на уровне нормативно-правовых актов. Однако, как показывает практика, появление соответствующего положения не поставило окончательную точку в спорах между сторонами договора энергоснабжения.
Сразу отметим, что российский рынок продажи электроэнергии делится на оптовый и розничный (ст. 3 Федерального закона от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). К участникам оптового рынка относятся лишь такие покупатели электроэнергии, у которых суммарная присоединенная мощность равна 20 мв., при условии, что мощность в каждой группе точек поставки равна или превышает 750 кв.А. (п. 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.03 № 643). Подобные объемы потребления электроэнергии присущи крупным энергоемким производствам (например, металлургическим предприятиям). При этом для такого потребителя выход на оптовый рынок является правом, а не обязанностью. Небольшие и средние компании – потребители электроэнергии – являются участниками розничного рынка. В данной статье мы ограничимся вопросами платы за отклонения на розничном рынке электроэнергии.
Понятие отклонений в договоре поставки электроэнергии
В любом договоре энергоснабжения устанавливается планируемый объем поставляемой электроэнергии на период действия договора (обычно на год). На практике этот объем определяется на основе заявок абонента, согласованных с энергоснабжающей организацией. Но объем фактически потребленной энергии может оказаться больше или меньше договорного.
Договор энергоснабжения должен предусматривать порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления (п. 66 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.06 № 530, далее – Правила розницы). На практике договор обычно предусматривает оплату отклонений как превышающих договорный объем, так и не дотягивающих до этого объема (то есть фактически не потребленную абонентом энергию).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. То есть данная норма имеет диспозитивный характер. Следовательно, оплата «недобора» электроэнергии может быть установлена в договоре. При этом пункт 2 статьи 541 Гражданского кодекса прямо предусматривает обязанность абонента возместить расходы энергоснабжающей организации в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве, если договор предусматривает право абонента изменять количество принимаемой им энергии. Поэтому при перерасходе электроэнергии абонент должен оплатить фактически израсходованное количество, а при недоборе энергии – возместить энергоснабжающей организации ее расходы, связанные с закупкой или производством энергии, которую он должен был принять, но не принял.
В договоре возможен не любой порядок отклонений
На розничном рынке определение размера оплаты электрической энергии (мощности), потреб-ленной свыше (ниже) количества, установленного договором, производится в соответствии с правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Размер оплаты определяется с учетом расходов на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках и (или) его производство. Это установлено в пункте 62 Основ ценообразования в отношении электрической и цифровой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.04 № 109 (далее — Основы ценообразования).
По сути, потребитель должен компенсировать энергоснабжающей организации те затраты, которые она понесла в связи с закупкой для него дополнительного объема энергии (если он превысил договорной объем) или в связи с покупкой того объема энергии, который он не выбрал.
При этом для случаев, когда Правилами розницы предусмотрено, что, согласно договору, на розничном рынке определяются почасовые объемы потребления электрической энергии (мощности), рассчитывается стоимость почасовых отклонений объема фактического потребления от договорного объема (абз. 2 п. 62 Основ ценообразования). За почасовые отклонения платят только крупные потребители электроэнергии. Дело в том, что планирование объема потребления электроэнергии, согласно пунктам 72 и 110 Правил розницы, предусматривается в договоре энергоснабжения только с потребителями, чья присоединенная мощность равна или превышает 750 кв.А. Такие объемы потребления электроэнергии свойственны в основном очень крупным энергоемким заводам.
Конкретный порядок оплаты отклонений установлен в пункте 22 Правил*, утвержденных приказом ФСТ России от 21.08.07 № 166-э/1. Раньше этого порядка просто не существовало, поэтому энергоснабжающие организации закрепляли в договорах с потребителями свои собственные формулы расчета оплаты отклонений. Однако при попытке взыскать с потребителей стоимость отклонений, рассчитанную по таким формулам, они часто терпели неудачу. Суды руководствовались тем, что в силу выше-указанного пункта 62 Основ ценообразования электроэнергия, потребленная в количестве, не предусмотренном в договоре, должна оплачиваться абонентом по цене, определенной в порядке, установленном ФСТ России. Стороны не вправе были самостоятельно устанавливать эту плату в договоре, когда ФСТ России еще не утвердила упомянутые в пункте 62 Основ ценообразования Правила (см, например, определение ВАС РФ от 19.01.09 № 17054/08).
Соответственно в настоящее время стороны договора поставки электроэнергии при установлении оплаты отклонений должны руководствоваться пунктом 22 Правил, утвержденных приказом ФСТ России № 166-э/1.
Плата за отклонения установлена не для всех абонентов
Анализ положений Правил, утвержденных приказом ФСТ России № 166-э/1, позволяет сделать вывод, что порядок оплаты отклонений установлен далеко не для всех случаев.
Согласно пункту 22 вышеуказанных Правил, в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного изменение стоимости электрической энергии для покупателей, приобретающих весь объем фактического потребления электрической энергии (мощности) на розничном рынке, определяется в соответствии с пунк-тами 26, 28, 30 настоящих Правил. В новой редакции документа пунктам 26, 28 и 30 соответствуют пункты 23, 25 и 27 Правил*.
При этом пункт 23 касается только крупных потребителей, планирующих объем потребления (см. выше). Пункт 25 посвящен порядку оплаты отклонений, вызванных аварийными ограничениями подачи электроэнергии. А пункт 27 относится только к потребителям, «владеющим на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами, в интересах которых энергоснабжающая организация выступает на оптовом рынке как участник с регулируемым потреблением». Оплата отклонений в таком случае определяется договором энергоснабжения, то есть допускаются свободные цены.
Для компаний, у которых нет своего генерирующего объекта, а равно которые не планируют свое потребление, конкретные правила определения цены отклонений не установлены. Можно предположить, что любая формула расчета, установленная в договоре для оплаты отклонений таким абонентом, при отсутствии правил, утвержденных приказом ФСТ России, по-прежнему незаконна. К сожалению, арбитражная практика по этому вопросу пока не сформирована, поэтому спрогнозировать исход судебного спора с энергоснабжающей организацией по поводу договорных условий оплаты отклонений невозможно.
Штраф за отклонения от договорного объема электроэнергии
Энергоснабжающие организации обычно стремятся установить в договоре электроснабжения кроме платы за отклонения (или вместо нее) меры ответственности за нарушение абонентом условия об объеме потребляемой энергии.
Неустойка за отклонения возможна. По сути, под штрафом (неустойкой) за отклонения от договорного объема завуалирована повышенная оплата объема отклонений. Но это условие включается не в раздел «оплата», а в раздел «ответственность» договора. Как правило, такая неустойка устанавливается в размере, кратном обычному тарифу оплаты фактически потребленной электроэнергии (например, в пятикратном или десятикратном размере).
Сам по себе штраф за нарушение объемов потребления электроэнергии (как в меньшую, так и в большую сторону) вполне законен. Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса, абонент обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии. Следовательно, отклонения от договорного объема потребления со стороны абонента считаются нарушением его обязательств.
В то же время пунктом 1 статьи 547 Гражданского кодекса за нарушение условий договора энергоснабжения установлена ограниченная ответственность в виде возмещения реального ущерба. Правда, ограничение касается только состава убытков (по общему правилу под убытками понимается не только реальный ущерб, но и упущенная выгода – ст. 15 Гражданского кодекса), поэтому не мешает сторонам закрепить в договоре условие о неустойке. Однако, как показывает практика, суды по-разному смотрят на то, как может быть определен размер такой неустойки.
Неустойка, кратная тарифу за электроэнергию. Вывод о незаконности и ничтожности условия о неустойке суды могут сделать из-за того, что ее размер кратен обычному тарифу (цене) за фактически потребленную электроэнергию. При этом они руководствуются следующей позицией. С учетом ограниченной ответственности по договору поставки электроэнергии неустойка не может взыскиваться сверх суммы убытков. Неустойка по общему правилу носит компенсационный характер по отношению к убыткам, так как убытки, покрытые неустойкой, взыскиваются сверх нее, только если это прямо установлено в договоре (п. 1 ст. 394 ГК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 394 Гражданского кодекса в случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность, убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой либо сверх нее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением. Следовательно, взыскание повышенной стоимости потребленной сверх обусловленного договором количества энергии в качестве санкции носит штрафной характер, а не компенсационный. По существу это вступает в противоречие с закрепленной гражданским законодательством природой неустойки, определяющей ее компенсационный характер по отношению к убыткам. Такой вывод, в частности, сделал Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (постановление от 19.03.09 № А33-10083/08-Ф02-741/09). В отношении неустойки за недобор электроэнергии к аналогичному выводу пришел Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (постановление от 08.07.08 по делу № А12-13908/06, оставленное в силе определением ВАС РФ от 14.11.08 № 14091/08).
Но вышеуказанную позицию разделяют далеко не все суды. Есть и противоположное мнение о том, что ограниченная ответственность, установленная в пункте 1 статьи 547 Гражданского кодекса, распространяется только на убытки и никак не отражается на неустойке. В силу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) неустойку стороны могут определить в любом размере, в том числе и кратном тарифу за потребленную электроэнергию (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 24.12.07 по делу № А56-10510/2007, Поволжского округа от 12.09.06 по делу № А12-35890/05-С40-5-17, Уральского округа от 15.01.07 по делу № Ф09-11755/06-С5).
Неустойка в сумме расходов. На практике применяется и другой вариант определения размера договорной неустойки. Он может определяться исходя из сверхлимитного объема энергии, закупленной поставщиком для абонента, или объема, закупленного для него исходя из планируемого объема поставки по договору, но не потребленного абонентом. Дело в том, что сами энергоснабжающие организации приобретают электроэнергию, поставляемую потребителям, на оптовом рынке. Соответственно несут в связи с этим определенные затраты. Судебная практика по таким неустойкам отсутствует. Но можно предположить, что с таким вариантом спорить сложно, поскольку в этом случае неустойка явно носит компенсационный характер, а значит, нет никаких оснований считать ее незаконной.
Максим Шарыгин, заместитель генерального директора по правовой работе юридическая компания «Ост Лигал» 

источник





Автор: Руководитель Центра от 22.07.2012   |  Оценка  




 
  




Вы не можете комментировать!
CMS Status-X